Подготовка гидов экотуризма

Подготовка гидов экотуризма

(из сборника "Информационное пособие Экологический туризм")

Роль гидов-натуралистов в экотуристической деятельности. Основные требования к гидам-проводникам в экологическом туризме. Условия создания успешной системы подготовки гидов-проводников экотуризма.

Г.А.Калмыков, О.В. Шумаков

Профессия гида проводника существует с незапамятных времён. Ни одна экспедиция - будь то военная кампания, поход первооткрывателей или научные изыскания, - не обходились без гидов проводников. Гид проводник знает местность, особенности культуры и традиции настолько хорошо, что берёт на себя ответственность за успех всего предприятия. В этом аспекте гид проводник подобен капитану судна и должен вести себя соответственно.
Гид проводник в экологическом туризме, несомненно, ключевая фигура. Без преувеличения можно сказать, что от мастерства и профессионализма гида зависит 90% успеха экологического тура. Цель нашей статьи - рассмотреть особенности этой профессии. Именно профессии, хотя в перечне кадровых ресурсов многих предприятий туристического профиля такая профессия вообще отсутствует. Более того, она отсутствует и в Государственном реестре профессий РФ (Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Постановление от 26 декабря 1994 г. N 367). Возможно, это связано с тем, что до недавнего времени спрос на подобных специалистов был невелик, не существовало высших и средних учебных заведений, их готовящих. Роль проводников в сфере природного туризма сводилась в основном к функциям спортивного инструктора.
Обучение гидов проводников в альпинизме, горном и водном туризме имеет в России богатые традиции. Предпринимались попытки проведения обучающих курсов, были выпущены соответствующие методические разработки, которые являлись основным рабочим документом, обеспечивающим организационно – методическое единство обучения на всех уровнях подготовки гидов проводников. В туристической литературе были отражены основные теоретические разделы, а практические аспекты сводились к набору требований, которым должен отвечать гид проводник.
Действующие профессиональные гиды, получив минимальные теоретические знания и практические навыки в процессе обучения, далее накапливали свой собственный опыт во время самостоятельной работы. При этом могли складываться достаточно благоприятные условия для повышения квалификации. Однако при возникновении внештатных ситуаций (что нередко случается в экстремальных условиях дикой природы) люди, не прошедшие специальную подготовку, не всегда действуют правильно, что приводит иногда к трагическим последствиям.
Поскольку в современном обществе туризм принял форму серьёзной экономической активности, поток посетителей на экологических маршрутах постоянно возрастает, а развитие внутреннего туризма и новых форм въездного туризма на сегодняшний день является приоритетной государственной задачей, потребность в квалифицированных гидах резко увеличилась. В связи с этим тот уровень образования гидов проводников, который устраивал индустрию туризма в недавнем прошлом, не соответствует сегодняшним задачам.
За рубежом много лет существуют школы по подготовке гидов природного туризма, и с недавних пор их стены открыты и для россиян. Единственным условием поступления является конкурс и владение разговорным английским языком. Подобную школу – Tampere College в Финляндии - уже закончили несколько россиян.
В России Ассоциацией экологического туризма проводятся специализированные семинары по обучению экотуристических гидов-проводников.
В ходе этих семинаров были выработаны важнейшие представления о роли гидов и требования к ним, как к специалистам.
Роль и некоторые задачи гида проводника в современном экологическом туризме, или «Песнь капитану».
В схеме (цепочке) организации экологического тура или конкретного маршрута гид проводник является последним исполняющим звеном, на плечи которого ложится вся ответственность за успех дела (нередко он оказывается не только исполнителем, но и организатором всего мероприятия). Как уже отмечалось, в этом плане он подобен капитану судна. Именно от гида зависит, с какими впечатлениями вернутся из путешествия туристы, что нового они почерпнут в нём. Итак, какие задачи стоят перед гидом - проводником?
Во-первых, это организация маршрута (тура) во всех нюансах, во-вторых, создание информационной составляющей маршрута и подача информации туристам. В-третьих, управление группой, без которого проведение тура попросту невозможно. В-четвертых, обеспечение безопасности прохождения маршрута. Рассмотрим эти задачи подробнее.
Как и в случае с капитаном корабля, перед гидом проводником встаёт задача подбора «команды» – выбор надёжных исполнителей туруслуг на местах в соответствии с особенностями маршрута, а именно: владельцев транспортных средств, хозяев гостевых домов и других объектов размещения туристов, поваров и владельцев точек питания, носильщиков, дополнительных местных проводников и т.п. Важным аспектом этой задачи является выявление наиболее надёжных партнёров и установление с ними долгосрочных отношений. Правда, надо заметить, что, в отличие от капитана, проводнику нередко приходится работать и без команды.
Подобно капитану судна, гид-проводник должен установить надёжные контакты и связи с «береговыми службами», необходимыми для успешного и безопасного путешествия – метеорологами, спасателями, милицией, администрациями районов и областей, руководством и охранными службами ООПТ, охотничьих хозяйств и лесничеств, рыболовной и охотничьей инспекциями. Не следует забывать и о сотрудничестве с местным населением, которое нередко способно оказать необходимую помощь оперативнее, чем перечисленные службы.
В качестве иллюстрации приведём случай из практики гида, работавшего в Камбодже:
«Тур, разработанный по индивидуальной программе, дошёл до своей кульминационной точки – группа совершала трехдневный переход по джунглям северной Камбоджи на упряжках, запряженных буйволами. Так как лесной массив, по которому двигался наш отряд, тянется вдоль вьетнамской границы, о нашем присутствии были предупреждены пограничники, с которыми я, как проводник, поддерживал не только рабочие, но и приятельские отношения. Кроме того, нас ждали в небольшой деревушке в окрестностях посёлка Снууль, где отряд должен был остановиться в доме одной кхмерской семьи, чтобы отдохнуть, сдать животных и повозки. Нужно отметить, что мобильная связь в этом районе работает плохо, а от аренды спутникового телефона группа отказалась ещё на стадии планирования и переговоров. Учитывая это обстоятельство, для встречающих и пограничников важно было точно определить время выхода группы. Особенностью нашего способа передвижения являлось то, что буйволы очень чувствительны к перегреву, и при всякой возможности их нужно купать и обливать водой. На второй день перехода одна из повозок стала заметно отставать от других, а буйвол, запряжённый в неё, начал дольше других задерживаться у водоёмов. Сначала мы предположили, что животное просто перегревается, но при осмотре оказалось, что оно получило травму копыта, и дальнейшее его использование в упряжи невозможно. Было принято решение переложить вещи на две оставшиеся повозки, людям идти пешком, а больное животное вести в поводу. Само по себе это не сложно, т.к. скорость движения буйволов не сильно превышает скорость пешехода, но общий темп замедлился, и группа не укладывалась в график. Пришлось планировать ещё одну ночёвку в лесу. Однако к вечеру изначально предполагаемого дня выхода нас встретил военный грузовик, в котором приехали и члены встречающей нас семьи. Таким образом, туристы попали к месту отдыха практически вовремя, а заботу о буйволах и повозках взяла на себя встречающая сторона. Позже я узнал, что, когда мы не вышли из леса к положенному часу, встречающая нас семья обратилась к пограничникам за помощью и выслала навстречу грузовик».
Сотрудничество с местным населением очень важно и является ключевым моментом, отличающим экологический туризм от других форм природного туризма (этому вопросу посвящена Глава 4.12). Гид всегда может проложить маршрут таким образом, чтобы группа посетила дома местных жителей, приобрела у них еду и сувениры, воспользовалась платными услугами. Подобный подход исключительно плодотворно влияет на развитие инфраструктуры на местах, и роль гида проводника в этом процессе трудно преувеличить.
Как и капитан судна, гид-проводник должен хорошо знать маршрут, причем не только по карте. До приезда группы он должен сам пройти его, выявить наиболее благоприятные сезоны для проведения путешествий (с точки зрения комфортности и аттрактивности), определить оптимальную продолжительность переходов и переездов, места стоянок, пункты размещения, расположение наиболее интересных объектов, ради которых и предпринимается само путешествие, а также предусмотреть возможность изменения маршрута без ущерба для его привлекательности. Стоит напомнить, что люди, решившие участвовать в эко-путешествии, приезжают с двумя основными целями: во-первых, отдохнуть, во-вторых, узнать что-то новое. Поэтому логика выстраивания экологического маршрута (тура) отличается от таковой в приключенческом и спортивном туризме. В нашем случае идеальным оказывается сочетание, когда трудные участки маршрута, включающие в себя наиболее яркие и впечатляющие объекты, чередуются с комфортными, на которых объекты могут быть не столь ярки, но более многочисленны.
Примером такой работы может служить один из экологических маршрутов в национальном парке Уджун Кулонг, что расположен на западной оконечности острова Ява, по которому мы водили туристов совместно с индонезийским клубом экологического туризма «Badak»:
Маршрут проходит от восточной границы парка и начинается довольно сложным пешим переходом по первичному дождевому лесу с ночёвками в палатках (предполагается, что группа уже прошла адаптацию, посетив Джакарту, Богор или осмотрев Барабудур). Такой переход занимает четыре-пять дней, в зависимости от физической подготовки группы. При этом рейнджеры парка, сопровождающие туристов, гарантируют встречу с чёрными лангурами, гиббонами и яванским носорогом (в случае точного соблюдения участниками похода правил поведения, изложенных во время предварительного инструктажа). Кроме того, путешественников ждут встречи с самыми разными мелкими животными и тропическими растениями. Заканчивается маршрут на западной оконечности полуострова Уджун Кулонг в довольно комфортабельном лодже, где группе предлагается провести ещё три дня, во время которых туристы совершают экскурсии на ближайшие острова и коралловые рифы, наблюдают за стадом бантенгов. В завершении тура группу отвозят в исходную точку на корабле.
В деятельности гида экотуризма огромное значение имеют образование и эрудиция. Гид-проводник должен быть не только организатором тура, но и экспертом-экскурсоводом, а, нередко, и педагогом - здесь знания, эрудиция и образование выходят на первое место. Т.е. задача гида - наполнить тур той информационной составляющей, которая так характерна для экологического туризма (некоторые рекомендации по интерпретации природы и особенностям проведения экологических экскурсий приводятся в Приложениях 4,5).
Чтобы исполнить эту роль, необходимо досконально изучить особенности природы района, по которому проходит маршрут, состав флоры и фауны, разнообразие биогеоценозов, особенности местных культурных традиций. Эти знания должны быть как практическими, так и теоретическими. Нелишне напомнить, что клиентами экологических туров часто оказываются хорошо подготовленные люди, сами являющиеся экспертами в тех или иных областях экологии, биологии, географии, этнографии.
Однако самих по себе знаний недостаточно, не менее важным оказывается умение подать информацию в интересной и доступной форме. Здесь можно дать две рекомендации. Во-первых, необходима работа над речью, и, во-вторых, естественное желание поделиться своими знаниями с другими. Для работы с зарубежными участниками познавательно-экологических и специальных туров требуются серьезные знания иностранных языков. Вообще, на наш взгляд, основная особенность профессии гида-проводника - это постоянная учёба. Когда сопровождаешь группу в экологическом туре на протяжении нескольких дней или недель, есть множество объектов и тем, о которых можно рассказать. Окружающая нас природа бесконечна в своём разнообразии, про каждое растение, про каждую птицу гид натуралист может рассказать увлекательную историю. Знание зоологии, ботаники, экологии, палеонтологии, геологии, географии, истории, этнографии необходимо гиду проводнику. Список наук можно продолжить и, конечно, всего знать не возможно, но гид должен понимать, что его профессиональный рост и репутация зависит от количества имеющихся у него знаний и умения преподнести информацию в процессе тура, гармонично связав её с окружающей природой. Именно поэтому гид проводник - это одна из интереснейших профессий.
Приведём пример:
Во время проведения семинара по подготовке гидов-проводников экологического туризма в Северобайкальском районе, группа слушателей и преподаватели совершили ряд экскурсионных выездов. Ограниченность во времени и неважная погода не позволяли проводить полноценные экскурсии. И вот в один из дней мы оказались на экскурсии по посёлку (районному центру) Нижнеангарск, не отличающемуся богатством достопримечательностей. Однако, благодаря гиду Елене Каурцевой, слушательнице курсов, именно эта поездка оказалась одной из наиболее интересных. Эмоционально, в совершенстве владея информацией, наш проводник рассказала об особенностях местной географии, о влиянии строительства БАМа на геологию и гидрологию района, об изменениях, связанных с потеплением климата и поднятием уровня Байкала. В результате, для почти тридцати человек, участвовавших в семинаре, эта экскурсия, проведенная в дождливый и холодный осенний день, по территории не самого интересного населённого пункта, прошла на одном дыхании и вызвала в дальнейшем бурные обсуждения на занятиях.
Итак, в экологическом туризме гид-проводник выступает как организатор маршрута (тура) и эксперт-экскурсовод. Однако этим его роль не ограничивается. Во время тура гид является руководителем группы, при этом он отвечает за комфорт, благополучие и безопасность членов группы.
Тур пройдёт гладко и без конфликтов только в том случае, если гид-проводник, подобно капитану корабля, сможет из группы туристов сформировать слаженную команду, действующую под его началом. Далеко не всегда тургруппа создаётся из компании друзей или семьи – нередко это малознакомые друг другу люди, и гиду предстоит выстраивать не только свои отношения с ними, но и отношения внутри группы. Здесь, в отличие от капитана, который априори является командиром судна, гид попадает в неоднозначную ситуацию. С одной стороны, туристы, оказавшись в новой обстановке, порой приближенной к экстремальной, естественным образом ищут поддержку в своём проводнике, что облегчает последнему поставленную задачу. С другой стороны, клиенты видят в нём работника сферы услуг, якобы призванного выполнять их прихоти. Задача гида в такой ситуации - сохранить и утвердить свой «капитанский» статус, опираясь на первое обстоятельство, и удовлетворить запросы группы путём предоставления безупречного сервиса, который должен заключаться в правильной, оптимальной организации маршрута (тура) и в интересной и профессиональной подаче информации.
В условиях российского экотуризма, в связи с недостатком организованных и оборудованных маршрутов, низким уровнем развития соответствующей инфраструктуры, одной из крайне актуальных задач гида проводника является обеспечение безопасности.
В этой связи хотелось бы упомянуть, что опыт многих гидов проводников говорит о непозволительности изменять маршрут и программу по желанию клиентов. Конечно, определённая свобода действий при проведении индивидуального тура должна присутствовать. Но, когда ситуация выходит из-под контроля гида, события порой развиваются весьма драматично.
Вот рассказ одного гида, который служит ярким примером вышесказанного:
«Шёл четвёртый день нашего путешествия по тропикам Венесуэлы, я сопровождал пару русских ВИП туристов из Эстонии. Эти исключительно приятные молодые люди, образованные и увлекающиеся фотографией, попросили меня сопровождать их по разработанному мной же маршруту. В тот день мы возвращались из дельты Ориноко, где провели несколько интересных экскурсий и сделали множество фотографий индейцев племени варао и животных, населяющих берега небольших притоков этой реки. Мы продвигались в Пуэрто Ордаз, крупный индустриальный центр, откуда на следующий день я должен был отправить туристов в национальный парк Канайма на 5-тиместном самолёте. Вечер и ночлег я планировал провести на ранчо одного из моих венесуэльских партнёров на реке Моричаль в 150-ти км от Пуэрто Ордаз. Хозяйский дом в стиле южноамериканских сериалов, обилие тропических фруктов, птицы, другие животные и чистейшая река, протекающая по ферме, - всё это обычно приводило туристов в восторг. Утром я должен был доставить туристов в аэропорт.
Сначала всё шло хорошо. Проезжая город Пуэрто Ордаз, туристы захотели посетить Макдоналдс, чтобы сравнить, так ли всё, как в Эстонии. Выяснилось, что венесуэльский Макдоналдс ещё медленнее эстонского, но это ещё было не страшно. Потом, увидев большой торговый центр, туристы решили «ненадолго» зайти в магазин. В итоге из торгового центра мы вышли, потеряв четыре часа светового времени, в полной темноте, и поехали на ранчо, которое находится в 10-ти км по грунтовой дороге в стороне от трассы. В кромешной тьме мы засели в песок. С большим трудом, благодаря тому, что девушка села за руль, мы вытолкали машину и около полуночи добрались на ранчо.
Все работники спали крепким сном - поскольку мы не приехали вовремя, они решили, что мы и вовсе не приедем. Никакая связь там не работает, и предупредить их было невозможно. В нашем присутствии они завели генератор, появился свет, и мы отправились в господский дом. Поскольку он пустовал несколько месяцев, как только мы открыли дверь, из дома вылетела стая летучих мышей, а когда мы включили свет, во все стороны стали разбегаться опоссумы и тараканы размером чуть меньше ладони. Девушка из Таллинна была очень мужественной, и я не раз восхищался её нордическим характером. Она перенесла увиденное довольно спокойно. Но вот управляющий гостеприимно распахнул двери лучшей спальни, и она увидела большого лохматого паука птицееда. После этого Лера, как звали эту храбрую женщину, сказала, что она не станет спать в этом доме ни при каких обстоятельствах. Пришлось мне ехать обратно в город, чтобы провести остаток ночи в каком-нибудь отеле. Прекрасно зная, что в Венесуэле нельзя ездить по ночам, я все-таки поехал. На пустынной дороге в 50-ти км от ранчо я наехал на кусок лопнувшей покрышки и проколол колесо. Как только мы установили запаску, выяснилось, что мы попали в ловушку. Из темноты появилось пятеро вооружённых людей, которые стали нас грабить, требуя ключи от машины и подкрепляя свои слова выстрелами в воздух. Лера решительно сказала, что не выйдет из машины, и твёрдо сидела на заднем сидении, прижимая ногами резиновый коврик и все наличные, что у нас были спрятаны под ним. Нам с Мишей, так звали моего спутника, приставили пистолеты к голове и повели в лес. При этом было много суеты, пальбы и криков, и по пути мне удалось спрятать ключи в траве. Потом я сказал грабителям, что ключи в машине, что мы русские и их всех найдут и убьют. Для убедительности я толкал их и размахивал руками. Чтобы меня успокоить, мне два раза прострелили ногу. Ранение было лёгкое, но я стал причитать, что ранен и им теперь точно конец. Их найдут и убьют, и вообще они должны взять лишь найденные у нас деньги и оставить нам все наши вещи. Как ни странно, это возымело на них некоторое действие, и нам вернули документы, кредитки, телефоны. Правда, они активно обсуждали, как завести машину, чтобы уехать со всем награбленным. Но поскольку не было ключей, Лера выходить не собиралась, а я повторял, что истекаю кровью и, если что-то случится с сеньорой, их всех найдут и убьют русские, они решили уйти пешком со всем награбленным.
В итоге мы оказались без вещей, фотоаппаратов и видеокамеры. Искать ключи от машины в тёмном лесу было бесполезно, в общем, всё обросло трудностями. Кое-как остановив попутный автобус, я усадил туда туристов, и они уехали в Пуэрто Ордаз, чтобы ждать меня в аэропорту. С рассветом я нашёл ключи, добрался до аэропорта, но туристы лететь без вещей в национальный парк отказались, тур был испорчен».
Приведённый пример наглядно показывает, что невинное отклонение от программы может привести к весьма нежелательным последствиям.
В работе гида проводника часто возникают нештатные ситуации, и от умения грамотно выйти из них порой зависит не только репутация самого гида, но и фирмы, которую он представляет.
Можно проиллюстрировать это конкретным примером:
Программа ознакомительного VIP тура по северу Байкала включала конную прогулку с базы отдыха Мыс Котельниковский к реке Куркула. К назначенному дню кони не пришли из села Байкальское. Туристы разделились на группы, чтобы добраться до реки Куркула. Кто-то поплыл на катере, кто-то на байдарке, а достаточно большая часть группы решила пойти пешком. Гид, который должен был сопровождать конный отряд, пошёл с группой по берегу. Питьевую воду брать не стали, потому что вначале дорога идёт по берегу Байкала, а в тех местах Байкал настолько чистый, что воду можно пить. Через два километра пути перед группой встала гора. Туристы вынуждены были совершить тяжёлое восхождение, не имея подходящей обуви, питьевой воды и соответствующей физической подготовки. Результатом похода был крупный скандал, в процессе которого звучали угрозы, что лицензия на туроператорскую деятельность компании-организатора будет отозвана. Лишь благодаря слаженным действиям команды гидов и повышенному вниманию к «пострадавшим» в последующие дни тура удалось загладить эту ошибку.
Таким образом, мы можем сделать заключение, что гид-проводник в экологическом туризме играет роль:
1) организатора маршрута (тура)
2) эксперта-экскурсовода, интерпретатора природы
3) руководителя (лидера) группы
4) гаранта безопасности.
Некоторые требования к гиду проводнику
Учитывая всё вышесказанное, вероятно, имеет смысл сформулировать некоторые основные требования, предъявляемые к гиду-проводнику и обеспечивающие успех его деятельности.
1) Внешний вид. Как известно, «по одёжке встречают», и не коснуться этого вопроса было бы неправильно. Рассмотрим конкретный пример.
Как-то во время семинара по подготовке гидов-проводников, когда речь зашла о внешнем виде, один из слушателей задал вопрос: «В треккинговую одежду и обувь могут одеться все. А не интереснее ли встретить группу в национальном эвенкийском наряде и не с рюкзаком, а с панягой?» Вот наш ответ: В принципе, наверное, интереснее. Но появление гида в экзотическом наряде автоматически лишает его того «капитанского» статуса, о котором мы говорили выше, и, увы, переводит в положение аниматора. Исправить такую ситуацию будет непросто. Гид во время работы не должен выглядеть эксцентрично, а одежда должна соответствовать ситуации. Традиционные эвенкийские обувь, малица и паняга вполне уместно могут смотреться во время зимнего треккинга, демонстрируя свои функциональные преимущества перед пуховками и рюкзаками. А если их использование будет сопровождаться ещё и грамотными комментариями, проводник только выиграет. Вообще, лучшим вариантом оказывается, когда проводник одевается примерно так же, как его клиенты, и следит за своим внешним видом.
2) Умение работать с людьми. Знание основ психологии коммуникаций просто необходимо гиду проводнику. Работа с возражениями - это искусство, и от того, насколько гид владеет им, зависит успех его работы, профессиональный рост и благополучие турфирмы, с которой он сотрудничает. Поэтому именно работе с возражениями уделяется особое внимание на семинарах по подготовке гидов проводников. Возражения со стороны клиентов будут всегда, потому что все люди разные и ничто не совершенно. Гид проводник должен уметь доброжелательно выслушать возражения клиента. Профессиональных секретов много, и у каждого гида свои приёмы, но основные принципы таковы: запомнить имя клиента и называть его по имени, не спорить и не возражать, а задавать вопросы, ответом на которые служит слово «да». Попросить высказать все возражения ещё раз, обычно во второй раз многие вопросы отпадают сами по себе. Если удастся прослушать возражения в третий раз, то персональных претензий будет ещё меньше.
Сбор информации о туристах, которых предстоит сопровождать, очень помогает в качественном проведении тура и взаимодействии с группой. Минимальные сведения о туристах обычно предоставляет турфирма, формирующая группу, однако гид должен проявить инициативу, задавать вопросы, чтобы получить наиболее полную информацию. Возраст, физическая подготовка, состояние здоровья. Наличие аллергии на что-то конкретное. Это очень важно – например, в нашей практике был случай, когда у туриста была аллергия на лошадиный пот, выяснилось это в последний момент и доставило много хлопот, вызвав необходимость срочной перегруппировки тура в горах на перевале в 3800 метров. В дополнение к сведениям, предоставляемым туроператором, можно провести самостоятельный сбор информации. При наличии персональных данных и Интернета это не сложно сделать. «Google», «Одноклассники», «В контакте» и подобные социальные сети обычно способны снабдить множеством полезной информации об участниках предстоящего тура.
3) Организованность. Очень важным аспектом сопровождения групп является их инструктаж. Обычно он проводится перед началом путешествия.
Наряду с программой тура, турфирма представляет каждому туристу список необходимых во время путешествия вещей. Если гид проводник работает индивидуально и сам разрабатывает маршрут, то он должен об этом позаботиться. Профессионализм в составлении списка очень важен. Если в списке есть какая-то вещь, то она должна быть использована в процессе тура, или же гид должен красочно расписать, что наличие данного предмета «на всякий случай» оправдано. Например, панама с противомоскитной сеткой может и не понадобиться, но у туриста не должно остаться впечатление, что он возил в своём багаже бесполезные вещи по вине туроператора. И, напротив, нередко возникают претензии, что туристы не взяли с собой необходимые вещи, потому что их не указали в списке.
Туристы должны быть проинформированы о возможных рисках во время путешествия, например: «тур проходит по территории, где встречается клещевой энцефалит». До начала путешествия туристы должны быть уведомлены о необходимых прививках и о конкретных мерах предосторожности на маршруте (головной убор, солнечные очки, крем от солнца, закрытая одежда и т.п.). Перед началом тура и выездом в дикую природу гид проводник должен проверить наличие у членов группы всего необходимого. Например, известны случаи, когда отсутствие у туристов в тропических странах брюк с длинными штанинами приводило к страшным ожогам при долгих переездах в открытых лодках или служило препятствием для посещения традиционных культурно-религиозных объектов.
4) Харизматичность. Гид проводник должен обладать харизмой. Именно это отличает хорошего гида от посредственного, и обычную туристическую компанию от успешной. Идеальной является ситуация, когда гид проводник экотуризма вызывает восхищение всех членов группы своей экологической грамотностью, находчивостью, юмором, хорошими манерами и эрудицией.
5) Экологическая ориентированность. Гид должен всеми своими действиями подавать пример гармоничных отношений с природой. Совершенна недопустима ситуация, когда гид эрудированно рассказывает о Священном Байкале, о том, что чистейшую байкальскую воду можно пить, и тут же бросает окурки и сигаретные пачки за борт катера или моет в Байкале посуду, используя синтетические моющие средства.
6) Умение оказать первую медицинскую помощь. Навыки оказания доврачебной медицинской помощи совершенно необходимы для гида экологического туризма. Турфирмы всех стран это хорошо понимают и отдают предпочтение гидам, имеющим подобные опыт и образование. Более того, за рубежом оказание первой медицинской помощи входит в программу подготовки гидов-проводников. Однако здесь есть «подводные камни». Право на оказание первой медицинской помощи даёт только соответствующее образование либо наличие сертификата об окончании специальных курсов (в частности, их, проводит Международный Красный Крест). В остальных случаях гид может ограничиться лишь простейшей доврачебной помощью. Следовательно, есть смысл озаботиться прохождением специальной учёбы.
7) Физическая подготовка и специальные навыки. Хорошая физическая подготовка важна для гида-проводника, как, впрочем, и для любого человека. Однако следует заметить, что, в силу особенностей работы, от гида требуется как минимум повышенная выносливость и работоспособность, ведь его трудовой день не нормирован, иногда можно говорить о трудовых сутках и неделях. Кроме того, на сложных маршрутах группа рассчитывает на помощь и поддержку гида, в том числе и физическую. Естественно полезными и ценимыми как туристами, так и туристическими компаниями, а порой и необходимыми на практике оказываются навыки, приобретённые в альпинизме, водном, горном и лыжном туризме, умение обращаться с ездовыми животными, навыки выживания в дикой природе.
О последней группе навыков хочется сказать отдельно. Тема так называемого «выживания» стала в последнее время очень популярной, и в нашей практике встречались группы туристов, интересующиеся именно этим аспектом. В контексте экологического туризма гид-проводник должен суметь, пользуясь личным примером, объяснить, что в дикой природе не надо выживать, а можно научиться жить, не конфликтуя с ней. В этом случаи слово «выживание» перестаёт быть уместным.
Из вышесказанного следует, что главным требованием к гиду проводнику экологического туризма является универсальность и профессионализм во всех аспектах его деятельности.
Планируя свою самостоятельную работу, при составлении персональных маршрутов, гид проводник должен опираться на существующую законодательно-правовую базу и руководствоваться существующими ГОСТ (при проектировании туристической услуги - ГОСТ Р 50681-94, по вопросам безопасности туристов - ГОСТ Р 50644-94).
Исключительно важно для гидов проводников сотрудничать с коллегами в своём регионе и соседних районах, относиться к другим участникам экотуристической деятельности как к партнёрам, а не как к конкурентам. Ведь именно сотрудничество способствует быстрому прогрессу и развитию. Руководствуясь этим подходом, Ассоциация экологического туризма проводит обучающие семинары, на которых гиды проводники не только учатся, но и знакомятся друг с другом, обмениваются опытом, создают совместные проекты и маршруты. Идеальной, по нашему мнению, является идея объединения гидов проводников экологического туризма в профессиональные союзы с целью наибольшего взаимодействия, взаимопомощи, обмена информацией и профессионального роста.

Подготовка гидов-проводников экологического туризма

В настоящее время туристический рынок переполнен предложениями, связанными с пляжным, курортным и экскурсионным отдыхом. При этом количество людей, «везде побывавших и всё повидавших», неуклонно растёт. Это способствует росту интереса к познавательному туризму и экологическим турам в частности. Уже сейчас чувствуется нехватка специалистов в этой области, и подготовка гидов проводников экотуризма становится как нельзя более актуальной.
В России подготовкой таких специалистов занимается Ассоциация экологического туризма, которая проводит соответствующие обучающие семинары в различных регионах. Становится актуальным вопрос о создании специальных отделений и факультетов заочного образования в ВУЗах, имеющих туристическую специализацию.

В заключение нам хотелось бы подчеркнуть, что экологический туризм предполагает огромное позитивное влияние на общество и окружающую среду при соблюдении его принципов, и главная роль в этом отводится гиду проводнику. Именно он должен быть образцом для подражания и эталоном гармоничного сосуществования человека и Природы.

По вопросам публикации "Пособия по экотуризму" полностью, и проведения семинаров обращайтесь
george.kalmykov@gmail.com